Вставлю пару своих мыслей по этому поводу.
1) Для того, чтобы на изображении градиент начал полосить достаточно "выполнить" буквально одно условие. Надо, чтобы на относительно большой по размеру области "перепад" цветов был достаточно мал. Т.е. оттенков цветов в "палитре" недостаточно, чтобы каждый следующий пиксель отличался от предыдущего. В векторных рисунках периодически с этим сталкиваюсь. В распоряжении 256 цветов, или 8 бит на канал. Например, при заливке радиальным градиентом от темно-синего "R0 G0 B20" к очень темно синему "R0 G0 B10" квадрата в 2000 пикселей получаем набор из десятка колец шириной по 100 пикселей. Иначе быть не может. И единственным способом, как этого избежать, является расширение "палитры" доступных цветов, т.е. разрядности. Вывод первый : наличие ступенек зависит от сюжета. И нет никакой возможности, никакими ухищрениями на этапе обработки, в итоговом 8-битном jpg получить правильный нераспавшийся градиент, если модель сфотографирована на "почти однородном" фоне, как в моем примере выше.
2)Чем меньшая степень коррекции цвета производится при обработке (вытягивание теней, перекрашивание...), тем сложнее поймать разницу между подходами "всё обрабатываю в 16 бит, и в конце перевожу в 8" и "сразу перевожу в 8 бит и дальше обрабатываю". Или наоборот, чем агрессивнее обработка, тем более оправдано использование первого подхода. Т.е. опять же всё упирается в замысел и сюжет. При сильном тягании кривых в предварительно обрубленном до 8 бит файле проще "напороться" на бандинг там, где его, возможно, удалось бы избежать, используя первый подход. Вывод второй: наличие ступенек зависит от сюжета. И стиля каждого автора. При лёгкой цветокоррекции можно сразу пользовать 8 бит. При серьезном вмешательстве в исходник лучше обрезать цвета на последнем этапе.