а я где-то кому-то подробно рассказывал, как у меня начиналось. сейчас поищу. да, нашёл:
Лев, наверное, давай начнем разговор с самого начала. Расскажи, как ты пришел в фотобанки? Как все завертелось?
Пришёл так - что-то где-то услышал от знакомых, нашёл какие-то материалы по теме и зарегистрировался в нескольких фотобанках как фотограф. Было это в октябре 2005-го года, то есть примерно год назад. По тем временам у меня было мало что предложить на продажу - я тогда снимал старой плёночной "лейкой" уличные сценки и был классическим streetlife фотографом - увидел интересного человека, подошёл в упор (я никогда не снимал на улицах телезумом, всегда подходил к людям вплотную, под конец я уже просто валял дурака и снимал крупные портреты незнакомых людей на улицах фиксом 24мм), снял, поблагодарил, если тебя заметили, пошёл дальше. Очень интересный "спорт", очень разный в разных странах. В Париже люди реагируют на тебя так, в Стокгольме - иначе, где-то ещё - ещё как-то. Но вообще люди очень невнимательны и обычно просто не замечают того, что их снимают, даже если это делать "в упор". Это иногда кажется невероятным, но это - факт. В результате частенько получались интересные кадры. Что-то из этих старых уличных фотографий до сих пор можно увидеть у меня на сайте.
Но для фотобанков это всё не подходило. Я не имел никаких разрешений на продажу этих карточек от людей, которые попадали ко мне в кадр - это раз. А два - по техническому качеству они не совсем соответствовали тому, чего ждут от коммерческого продукта инспекторы ведущих банков. Поэтому стартовал я с довольно скудным набором тех своих городских уличных карточек, на которых не фигурировали люди, и фактически меня "приняли" только на fotolia. Потом что-то там пару раз продали, я обрадовался, бодро довёл размер "портфолио" картинок до ста, и на этом успокоился. Примерно так выглядела первая часть "марлезонского балета".
На тот момент я уже решил заняться постановочной, "студийной" фотографией людей - ну, на улице банально стало слишком холодно снимать. А меня очень пёрло от фотографии, я просто не мог остановиться и ждать весны. С фотобанками это никак не было связано, о фотобанках я к тому времени вообще успел забыть. Просто хотелось снимать, без какой-то конкретной цели. Попёрло - и не мог остановиться. Благодаря уличным кадрам, меня, как фотографа, уже немного знали, поэтому когда я сообщил в своём блоге о том, что хочу попробовать научиться снимать людей при искуственном свете и пригласил к сотрудничеству тех, кто хочет попробовать себя в качестве моделей, то как-то сразу очень много людей откликнулось с желанием посотрудничать. И с тех пор постоянно появляются всё новые и новые, уже даже и непонятно, откуда. Я стал вместо уличных сценок снимать "постановочные" кадры, постепенно ушёл с плёнки на цифру, со строительных галогенок на нормальное импульсное освещение, и так далее. Всё время хотелось пробовать что-то новое, что-то как-то делать лучше. В общем, не до фотобанков было совершенно, и свободного времени ни на что, кроме съёмки и обработки фоток не оставалось.
А потом пришла весна, и я как-то прознал, что огромные деньги, которые я заработал к тому времени на фотолии, можно вывести через moneybookers и потрогать "живьём". До этого я как-то и не задумывался об этом. Что-то продалось - и здорово. Кто-то заплатил за мою фотографию - и супер. А тут оказалось, как в анкедоте про ГАИшника, что "тут, оказывается, ещё и деньги платят". Огромных денег, заработанных на фотолии, хватило ровно на бутылку текилы, я пошёл, купил её, налил, немедленно выпил и сказал сам себе "теперь я настоящий фотограф, раз мне платят за это деньги. Вот эту бутылку я уже заработал фотографией". Это было приятно. И мысль о том, что кто-то заплатил живые настоящие деньги за мои карточки, и текила.
А буквально через неделю один из моих друзей сообщил о том, что с того момента, когда мы примерно вместе регистрировались в фотобанках осенью, он заработал продажей фоток суммарно 1000 долларов. Фолклёрно-классическую "штуку баксов". И я подумал - "пора, наверное, и мне уже прикрутить свой краник к этой трубе, раз по ней идут деньги". Я спросил моделей, с которыми к тому времени успел поработать, кто из них согласен подписать мне релизы, многие с удовольствием это сделали, и я пошёл в фотобанки "по-взрослому". С мая 2006-го года.
И каким оказался первый опыт?
Первый месяц был самым тяжёлым. Оказалось, что мои карточки обработаны под веб, и в 100% увеличении местами выглядят просто ужасно, в основном из-за очень сильных перешарпов - я старался делать так, чтобы карточки в маленьком размере были достаточно резкими и совершенно не заботился о том, как это выглядит "фулл-сайз". Незачем было. В сети хорошо выглядели, на бумаге - тоже. Этого было достаточно. В результате я получил массу отказов от фотобанков, особенно от ведущих. Иногда просто не брали, иногда объясняли: "отличные работы, но мы не можем их взять, они испорчены". Поначалу я ругался с инспекторами, но как-то быстро понял, что они правы. Коммерческий продукт должен быть безупречным или, как минимум, стремящимся к безупречности. Халява не проходит. Поэтому очень многие из моих лучших работ того времени так и не попали в фотобанки - там есть отличные карточки, прекрасно обработанные, но напрочь испорченные последующим увеличением резкости, и обратно этого уже не вернёшь. А делать их заново из исходных raw-файлов мне некогда, да уже, наверное, и не нужно.
Дальше, когда я при обработке новых карточек уже знал, чего именно с ними делать не надо, всё пошло бодрее и веселее. А поначалу было сложно.