forum.dolgachov.com - форум о фотобанках, стоках и продаже фотографий / microstock forum
forum => Основной форум => : Boris March 20, 2008, 08:49:59 PM
-
Интересует ситуация:
После рекламной съемки, которую оплачивает заказчик, в конечном счете ему отдается отснятый фотоматериал.
Возможно уже спрашивали (не нашел точного ответа): имеет-ли фотограф авторские права на этот материал и, как следствие, правомерно ли его использование на стоках для коммерческой выгоды фотографа?
Мне интересно, возможна ли торговля фотографиями с оплаченных сетов на стоках? Правомерно ли это. Если кто-то сталкивался: как решали/ставили в известность заказчика.
Спасибо.
-
Фотограф авторские права на материал имеет до тех пор, пока не отдаст (продаст) их. Файлы - отдельно, права - отдельно :)
Автором он останется навсегда.
По поводу торговли фотографиями - вопрос, конечно, интересный. Должна быть информация в договоре стока с покупателем. Щас пойду смотреть
Вот, посмотрел. на Айстоке, в Лицензионном договоре п. 3., по поводу стандартной лицензии прямо указано: "... не для продажи"
-
Для тех кто в России - такие мелочи не могут быть преградой. При наличии модел релиза - все отснятое ваше и пока ад не замерзнет. Разумеется, фото переданные заказчику благоразумнее не продавать, хотя зависит от их качества и вашей наглости. O0 O0
-
Вот, посмотрел. на Айстоке, в Лицензионном договоре п. 3., по поводу стандартной лицензии прямо указано: "... не для продажи"
Не совсем понял. Фотографии, которые фотограф заливает на стоки можно продавать там только в случае, если процесс съемки был free, то есть материал фотосэта был не для коммерческого использования? Верно?
Для тех кто в России - такие мелочи не могут быть преградой. При наличии модел релиза - все отснятое ваше и пока ад не замерзнет. Разумеется, фото переданные заказчику благоразумнее не продавать, хотя зависит от их качества и вашей наглости. O0 O0
Я так понимаю, что на предметку модель-релиз не нужен? :)
Может быть решится проблема: отдать заказчику фотографии, а часть фотографий с другими ракурсами продавать на стоках? Хотя это уже "дятел в сосну" :)
Все-таки интересует правомерность такой продажи фотографий. Ну и человечески кто как с заказчиком это решал, ставил-ли в известность?
Ну и по поводу "России" "нет преграды" -- так не пройдет так много времени, как цивилизационные порядки придут и к нам ;)
-
2 Boris: имелась в виду ситуация, когда покупатель фотографии на стоке вдруг решит ее перепродать
-
а что на эту тему написано у Вас в договорах с заказчиками?
-
2 Boris: имелась в виду ситуация, когда покупатель фотографии на стоке вдруг решит ее перепродать
Понятно. Спасибо.
а что на эту тему написано у Вас в договорах с заказчиками?
Договора, как такого юридического документа, нет :). Но, может быть, есть смысл составить с юристами договор с учетом продажи фотографий на стоках. И давать такой документ заказчику фотосэта на подпись. Тогда вопросы правомерности продажи фотоматериала решатся сами собой.
Собственно я почему и поднял такую тему: необходим ли этот документ?
-
Мне кажеться, что если дизайнер зарегистрировал свою модель (изделие) как объект авторского права, то требуется его разрешение как собственника (проперти релиз), а если простой закройщик скопировал лекала с журнала мод, то нет.
И еще: Айсток прямо указывает, что если объект занимает в кадре несущественную площадь, то релиз не требуется.
-
Но я не уверена в правильности своих мыслей, поэтому если бы хозяйка салона пришла ко мне с претензиями на этот счет, я бы даже не знаю, как поступила...
О таких вещах наверное стоит сразу предупреждать заказчика.
Просто описывать это немного по другому. Пусть заказчик считает, что его (или его вещи) рекламируют, а вы с этого получаете свою копейку (иногда это именно так).
Я своих заказчиков убеждаю тем, что они получают на халяву офигительную постобработку. Можно потом метр на метр распечатывать. Ни прыщиков, ни морщин и т.д.
И теоретическая возможность увидеть это где-то в массмедиа. Люди очень тщеславны :) Пусть спят, и видят, что именно ИХ букет сейчас распечатывают где-то на открытках. Главное объяснить, что вы-то с этого нифига не поимеете, кроме 25 центов.
- договор с салоном не заключался, значит авторские и коммерческие права на снимки у меня как у их автора;
если дизайн платья разрабатывали они и это где-то зафиксировано, то проблемы появятся. рано или поздно.
-
Мне кажется, стоит обговаривать собственность фотографий и права их использования автором открытым текстом в договоре.
Или сделать как знакомый фотограф. У него на сайте висит такая фраза "Если вы соглашаетесь на съемку, то я имею права часть фотографий выложить в своем портфолио. Стоимость съемки на условиях полной конфиденциальности оговаривается отдельно"
Только писать не про портфолио, а про стоки. Ну и все будет пучком O0
-
я бы оговаривал это с заказчиком обязательно. на бумаге.
как вариант - предлагал бы две разных цены. "эксклюзивом" - обычную и "не эксклюзивом" - со скидкой.
возможно обсуждал бы опцию в стиле "первые полгода никуда больше не продаю".
-
По-поводу тщеславности людей и ее использования в своих целях для размещения на стоках их фотографий -- это актуально только с людьми непосредственно. Но при рекламной ъемки без модели с серьезной конторой -- они будут очень негативно относится к самому факту использования фотографий их продукции в коммерческих целях фотографа. Тем более, если они об этом узнают по наружной рекламе своего конкурента с размещенной на ней своей продукции :) -- это будет скандал и возможные серьезные проблемы.
Поэтому и надо как-то предусмотреть этот момент.
Как вариант составления документа об "использовании фотоматериала в коммерческих целях фотографа". Соглашение об использовании в портфолио -- не вариант. Это не коммерческое использование. А стоки -- так люди будут совсем по другому думать, когда речь заходит о деньгах. Мне кажется, нет особого смысла составлять "договор" как серьезный юридический документ, люди, особенно в России, настороженно относятся ко всякого рода официальностям и будут просто пугаться самого заголовка "Договор", а негативные эмоции в начале не есть хорошее начало :). Наверное, нужно просто составить документик размером листА4 и давать его на подпись заказчику. Ведь расписка в суде является доказательством.
Как говорил Лев: завлечь заказчика скидкой, или как говорил VM (прошу прощения, имени не знаю) соотношением цена/качество в пользу заказчика. Но это уже индивидуально и по обстоятельствам.
Все же, если кто-то вплотную сталкивался с этим, было бы очень интересно послушать. А если у кого-то возникал такой конфликт (тьфу тьфу тьфу ... чтобы всех пронесло :) ) тем более интересно послушать его решение.
-
прошу прощения, имени не знаю
Владислав :beer:
-
прошу прощения, имени не знаю
Владислав :beer:
Собственно Борис :beer: Приятно.
-
Алена, целиком и полностью согласен. Единственный момент: выгода для заказчика -- ЦЕНА. А именно скидки за неполную эксклюзивность. Предприниматели очень жадны до денег, скидки любят в любых проявлениях. А если не согласен на скидку и хочешь полный эксклюзив -- чтож, хороший повод поднять цену до небес и выйти на уровень европейских цен. (это я в расстройствах от того, как в России не ценят дизайн, и как его ценят на западе -- поныл :) ).
Я стоками заинтересовался только в контексте полного круговорота фотографий "в природе" :). Снял -- получил деньги, отправил на стоки ... фотографии продолжают работать.
Скоро буду снимать портфолио одному шеф-повару, подготовлю к тому времени что-нибудь на бумаге. Посмотрим как прореагирует. Единственный нюанс -- он не сказать чтобы незнакомый заказчик, поэтому эксперимент будет неправильным :)
-
Я вот, как Лев, хочу выйти на тот уровень, когда смогу позиционировать себя в открытую как стоковый фотограф и снимать только на условии стоков, даже свадьбы.
Могу ошибаться, но ведь Лев не берет денег за съемку? Нет?
Или это и есть цель? Работать free для заказчика, но размещать все на стоках.
-
я - не стоковый фотограф. вообще. ну, в традиционном плане.
и никогда себя так не позиционировал.
я просто никогда не снимал за деньги, ни разу в жизни. всегда только то, что мне интересно и что я сам хочу. и всё.
не в том смысле, что я от чего-то открещиваюсь. я могу называться как угодно. "you can call me Susan if it makes you happy". но реально - я не стоковый фотограф. я "артист" с огромным эго. которого прёт от того, что он делает красиво и прёт от того, что современный мир эту красоту часто и много использует.
а стоки для меня - канал дистрибуции. удобный и приятный.
но я никогда не был стоковым фотографом. даже явно "не-арт" направленные вещи, типа "спа-сессий" я делаю не чтобы продать, а чтобы просто сделать красиво.
или вот сейчас я делаю много детских фотографий. ну просто меня прёт от них. нравится мне с этим карапузом работать, нравится результат.
почему я никогда ничего не снимаю без релизов - потому что я достаточно высоко ценю свои работы и считаю их достойными массово дойти до зрителя. а стоки я именно для этого и использую. именно по этой причине меня не волнуют эксклюзивные варианты - они не гарантируют того, что всё моё творчество будет предложено к распространению. а для меня этот момент очень важен. звучит пафосно, но это правда.
поэтому я всегда и говорю "ребята, снимайте то, что вы любите. делайте так, как вам нравится. будьте личностями в фотографии"
-
Мне кажется, стоит обговаривать собственность фотографий и права их использования автором открытым текстом в договоре.
Или сделать как знакомый фотограф. У него на сайте висит такая фраза "Если вы соглашаетесь на съемку, то я имею права часть фотографий выложить в своем портфолио. Стоимость съемки на условиях полной конфиденциальности оговаривается отдельно"
Только писать не про портфолио, а про стоки. Ну и все будет пучком O0
А нету ли у уважаемого сообщества "рыбы" подобного договора ? в первую очередь интересует рекламная сьемка предметов , или предметов для интернет магазинов.
-
Что бы не открывать новую ветку, спрошу тут.
Ситуация примерно такая. Если я заинтересовываю нужных мне людей фотосъемкой, то могут ли они использовать эти снимки для продвижения себя же (постеры-шмостеры, обложки и т.д.) а я их одновременно продавать на стоках? Эти же фотографии. Съемка не коммерческая, никто никому не платит.
-
я вот как-то задумывался на эту тему тоже.
у меня ситуация такая:
есть небольшая дизайнерская контора в которой меня знают :)
допустим, делают они буклет для какого-нибудь кафе и для буклета требуются фото блюд.
кафе может предоставить свои фотографии, если есть, а если нет - дизайнер рекомендует меня, как фотографа.
я приезжаю в кафе и снимаю блюда на условии - за Х рублей я отдаю заказчику У обработанных фото для буклета.
при том, что снять за сессию я могу хоть 100*У кадров :)
оплата идет тупо из рук в руки без всяких бумаг, дизайнер получает фото, кафе получает буклет.
так вот подумал я, и стал лить эти фото на стоки - работу я выполнил (отдал в назначенный срок Х обработанных фотографий), права на фотографии не продавал и не передавал.
правда вот пока думаю - заливать все подряд или только то, что не отправлялось заказчикам. с одной стороны заказчикам уходит самая малая чать от снятого, а с другой стороны - самые лучшие кадры.
-
Что бы не открывать новую ветку, спрошу тут.
Ситуация примерно такая. Если я заинтересовываю нужных мне людей фотосъемкой, то могут ли они использовать эти снимки для продвижения себя же (постеры-шмостеры, обложки и т.д.) а я их одновременно продавать на стоках? Эти же фотографии. Съемка не коммерческая, никто никому не платит.
почему нет-то
-
По уже собственному опыту могу сказать, что заказчика обязательно надо предупреждать о продаже фотографий.
Я это делаю пока в устной форме на условиях скидки заказчику. Это старым проверенным скидка: где я знаю повара (если это блюда). А новым просто заранее говорю, что изображения будут в обработке, очень качественные, но в своих целях я их тоже буду использовать, в частности продажи. А соглашаются они или нет вопрос уже второй.
С уверенностью могу сказать, что честность люди ценят! Отношение меняется в корне и в положительную сторону. А если в негативную, значит заказчик неадекватен и с таким иметь дел вообще не надо. Вот такой своеобразный фильтр получается.
UPD
Забыл сказать, что показ портфолио положительно сказывается на решении заказчика ;)
-
ну, при съёмке людей всё проще. релиз.
-
С людьми - да, попроще. Вот бы релиз перефразировать на манер предметки :)
Надо будет покумекать на досуге.
-
почему нет-то
спасибо!
-
По уже собственному опыту могу сказать, что заказчика обязательно надо предупреждать о продаже фотографий.
Я это делаю пока в устной форме на условиях скидки заказчику. Это старым проверенным скидка: где я знаю повара (если это блюда). А новым просто заранее говорю, что изображения будут в обработке, очень качественные, но в своих целях я их тоже буду использовать, в частности продажи. А соглашаются они или нет вопрос уже второй.
С уверенностью могу сказать, что честность люди ценят! Отношение меняется в корне и в положительную сторону. А если в негативную, значит заказчик неадекватен и с таким иметь дел вообще не надо. Вот такой своеобразный фильтр получается.
UPD
Забыл сказать, что показ портфолио положительно сказывается на решении заказчика ;)
Очень развернутый и почти полный ответ! Спасибо! Мне тоже это пригодится.
И такой вопрос..вопрос цены. Допустим это старый знакомый повар и ему предоставляется скидка.. Собственно вопрос:
1. Какова цена без скидки? Скажем стоимость фото(или сессии) для одного блюда.
2. Какова скидка?
спасибо!
-
Ну старый знакомый повар приготовит вам красиво и оригинально и бесплатно, на то он и знакомый. Вопрос только решается с начальством заведения, ведь продукты пишутся в расход. То есть тут договариваться надо непосредственно с начальством.
Цена сугубо индивидуальное дело с небольшой оглядкой на местный рынок :). По уровню цен сказать не могу ничего.
По скидке: варьироваться она может очень сильно. Последний раз я вообще сделал всю работу за 30% стоимости. Потому что уже много много раз работал с этим человеком (повар), да и с заведением знаком давно. Была мысль вообще сделать даром, потому что именно стоковые снимки получились, и доход я все равно с этого получу (и получил уже кстати, даже без шаттера). Но даром делать по моим убеждениям нельзя (все-таки это заказ) -- люди насторожено отнесутся. Вообщем это больше вопрос психологии, но я даром делать не рекомендую, отношение к вам неправильное будет.
Вообщем цена и скидка это дело исполнителя, в этом и прелесть свободного рынка :)
-
Очень нравится в последнее время фотографировать коктейли, но самому сделать красиво крайне трудно. Сейчас пытаюсь выйти на ассоциацию барменов, они часто проводят мастер-классы, при чем ребята там делают все просто изумительно. Тут я думаю все будет бесплатно. Еще и какую-нибудь пиар-акцию приплету, типа фото-сопровождение мастер-классов. МОжет быть фотографии заинтересуют заведения развлекательного биза, в качестве рекламы или еще чего ...
Это так, к слову о подходе и политие взаимоотношений с заказчиком :)